?

Log in

No account? Create an account
Corvus Corax [userpic]
О найденных совятах
by Corvus Corax (black_corax)
at Май, 20, 2009 (21:01)

Вот и настал очередной сезон "спасения потерявшихся совят".
Весной и в начале лета в Инете появляется масса топиков наподобие:"Нашли в лесу совёнка, помогите определить вид!". И конечно же вопросы, а чем кормить? А как ухаживать?

ЛЮДИ! Запомните, пожалуйста!

Милые и доверчивые пушистые совята, которых вы можете встретить в это время года в лесу или в парке, вовсе не потерялись и не выпали из гнезда. Все совята покидают гнездо в таком возрасте, когда ещё не умеют летать и одеты в плотный пух (мезоптиль). В этот период они бегают по земле, лазают по деревьям, постепенно учатся перепархивать с ветки на ветку. Сами они не способны добыть себе пропитание - их кормят родители и будут кормить ещё довольно долгое время. Если вы обнаружили удивлённо глядящего на вас пушистого совёнка, знайте - его папа и мама где-то поблизости. Они прячутся от вас, но они заботятся о своём малыше и вовсе не хотят, чтобы их ребёнка унесли.

Не забирайте совёнка. Пощадите его. Дайте ему шанс прожить долгую и счастливую жизнь в своём родном мире.

Если к вам или к вашим знакомым всё-таки попал "потерявшийся" совёнок, постарайтесь как можно скорее вернуть его в то же самое место, где он был найден. Это нужно сделать в течение суток, максимум двух, и вернуть строго туда, где подобрали, чтобы родители услышали его голос. Позже возвращать не имеет смысла - родители с остальными совятами за это время могут откочевать на довольно большое расстояние.

Если время упущено и вернуть совёнка в семью уже невозможно, делать нужно вот что.


 

1. Накормить.
Это намного важнее, чем определение вида!

На этом пункте следует заострить внимание. Правильное питание для сов чрезвычайно важно. Выкормить дома совёнка кажется на первый взгляд довольно простой задачей, однако из-за нарушений в рационе питания большинство подобранных совят не доживает даже до года.

Типичные заблуждения о том, чем кормить сов дома - две крайности. "Мясом" или "обязательно живыми мышами".
Мясом кормить сов нельзя, а живыми мышами - не нужно. Во-первых, на той стадии, когда совят можно запросто поймать, они ещё не умеют ловить себе корм. Во-вторых, в домашних условиях приучать сову охотиться бесполезно. Если совёнка выкармливают дома, в природе выжить он уже не сможет, выпускать его нельзя. Научиться премудростям жизни в природе совята могут только в специальных центрах помощи диким животным, где их целенаправленно подготавливают к возвращению в лес. И даже у совят, прошедших специальную подготовку, в дальнейшем шансов выжить намного меньше, чем у их собратьев, воспитанных родителями.

Итак, кормление.

Очень хорошим питанием для совят являются японские перепела. Купить их можно в крупных продуктовых магазинах. Тушка перепёлки режется на маленькие кусочки вместе с костями, причём кости дробятся по возможности мельче (ломать можно тупой стороной ножа). Крупные острые кости удаляются. Кусочки для кормления совёнка средних размеров (например, ушастика) должны быть размером примерно сантиметр на сантиметр. Также можно скармливать порезанных на кусочки мышей и суточных цыплят (продаются на птицефабриках, уже убитые). Мышей и цыплят резать на кусочки надо тоже целиком.
Пока не приобрели нормального питания, можно день-два покормить совёнка куриными сердцами или кусочками говяжьего сердца. Но как можно скорее надо обеспечить ему полноценную диету.
Никакой свинины, говядины и уж тем более колбасы совёнку давать нельзя.
В самом крайнем случае - куриное или индюшачье филе, крольчатина, или отбитые молотком куриные шеи. Куриная печёнка тоже подойдёт, хотя совята едят её неохотно и много давать её нельзя.

2. Напоить.
Поить можно понемногу из шприца или из чайной ложки, если совёнок при её приближении открывает клюв. Вливать воду надо маленькими порциями, чтобы не захлебнулся. Вода должна быть чистая (питьевая из бутылок), не кипячёная. В воду можно добавить немного глюкозы (ампулы с глюкозой продаются в аптеке, на 100 мл воды можно добавить треть ампулы). Сколько совёнок должен пить, зависит от температуры воздуха. Когда жарко, потребность в воде выше.

Кормить и поить совёнка нужно тогда, когда он этого требует - издаёт характерные звуки. Обычно совят-слётков достаточно сытно накормить 2-3 раза в сутки, но бывает, что нужно кормить чаще. Во многом это зависит от состояния организма малыша. Не нужно бояться перекормить - совы не страдают ожирением. :)

3. Поместить в "гнездо".
Это может быть коробка или корзина с мягкой материей на дне. Причём, у совёнка должна быть возможность выйти наружу. Это жильё на самое первое время, чтобы малыш почувствовал себя в безопасности.
В дальнейшем совёнка ни в коем случае нельзя держать в клетке или в ящике.
Сове необходим как минимум просторный вольер. Либо - "вольное содержание" в квартире. Сова обязательно должна иметь возможность летать, - это не попугайчик, которого можно выпустить на прогулку, когда того захочет хозяин. Сова сама определит для себя любимые места в квартире, и с этим придётся считаться.

4. Определить вид вашего найдёныша. И хорошенько подумать, что с ним делать дальше.

Содержать дома сову сложно. Даже если у вас много лет жили попугаи, канарейки или другие птицы, сова потребует от вас намного больше внимания, терпения и заботы. Не говоря уж о том, что вам придётся считаться с её ночным режимом, потребностью в тишине и покое, убирать за ней перья, помёт и погадки. Совы любознательные и озорные существа, и если вы возьмёте на себя ответственность за жизнь совёнка, вам придётся постоянно следить за его безопасностью.

Если в доме есть кошки, собаки, маленькие дети, если к вам часто приходят гости, если вы любите громкую музыку и привыкли спать по ночам в тишине - сова вам противопоказана. Мне доводилось читать истории о том, как сову пытались "перевоспитывать", приучать к дневному режиму, чтобы она не мешала спать людям. Для этого сову связывали на ночь и применяли прочие варварские способы. Даже комментировать не буду.

Тискать совёнка, как это любят делать маленькие дети, недопустимо. А кошки и собаки, даже самые миролюбивые, рано или поздно могут вступить с совой в конфликт. Множество случаев, когда такое соседство приводило к трагедии.
И уж конечно, сова не подходит для "публичной жизни" - выступлений с ней на концертах, прогулок в людных местах. Даже при кажущемся благополучии совы такой режим жизни - это постоянный стресс для неё.

Совы консерваторы, они привыкают к своему жизенному пространству и любят, чтобы всё было на своих местах, по установленному распорядку. Сова может быть прекрасным другом и компаньоном людям, ведущим "совиный" образ жизни. В этом случае совместное проживание доставит много удовольствия как людям, так и сове.
Но всё равно наилучшие условия жизни для совы - это её родной дом. Лес.

Поэтому, если вы встретили в лесу или на дорожке в парке пушистого совёнка, целого и невредимого, - не забирайте его с собой!
Лучшее, что вы можете для него сделать - оставить в покое. Или отнести чуть в сторону и посадить на ветку, чтобы его не забрали другие люди и не достали собаки.

Comments

Posted by: Сильхириэль (silhiriel)
Posted at: Май, 20, 2009 17:12 (UTC)
Спасибо Вам за этот пост!
сава

Аминь по всем пунктам.
Помимо прочего, еще бы добавила:

1) Сова -- хищник, и дикий хищник. Это не кошка и не собака, потомки долгих поколений одомашненных животных. Испуганная сова может, и будет, атаковать -- и в период взросления тоже может пытаться установить свои порядки жестким способом. К этому надо быть готовым.

2) Сова, как любая хищная птица, "завязывается" на человека -- глубоко к нему привязывается. Скажем, я не могу уехать дольше, чем на 10 дней -- моя сова теряет аппетит, волнуется, скучает.

3) Подумайте, есть ли у вас человек, с которым можно оставить сову хоть на какое-то время. Даже если вы не собираетесь никуда ездить в отпуск (что нереально, но), вы можете попасть в больницу, скажем. А сова -- не кошка, большинство людей боятся хищных птиц.

4) Сову нельзя держать в клетке! Как дикая птица, она может обломать себе перья о прутья. Ее надо содержать в вольере, и если это балкон -- удостоверьтесь, что до нее не могут добраться вороны, ненавидящие и травящие всех хищников. Также удостоверьтесь, что у нее есть оборудованные присады и укромное место.

И наконец:

Если вы увидели раненую птицу -- помогите ей, не проходите мимо. Это случай, когда человек должен помочь. Но взвесив все вышесказанное, подумайте -- может быть, ей будет лучше в питомнике, где ее могут реабилитировать. Взрослую птицу реабилитировать можно и нужно!

Сова -- это большая радость, но и большая ответственность.

И да, если у нее есть шанс жить в лесу -- она должна жить в лесу.

Edited at 2009-05-20 17:16 (UTC)

Posted by: Corvus Corax (black_corax)
Posted at: Май, 21, 2009 02:22 (UTC)
Re: Спасибо Вам за этот пост!

Пожалуйста.
С дополнениями не со всеми соглашусь.
1. Это не всегда так. Совы очень индивидуально различаются даже в рамках одного вида. Бывают "с крутым характером" и совсем не агрессивные.

2. "Как и любая хищная птица" - не хотелось бы подобных обобщиений. Между ДХП и совами всё-таки огромная разница, и не только в систематике (совы ближе к попугаям и никакого отношения к остальным хищным птицам не имеют). Дневные хищники настолько сильно к человеку не привязываются, как совы. Сильно привязываются к человеку врановые, но они не хищники, а всеядные.

4. "Её надо содержать в вольере" - про вольер уже было сказано. Я считаю, что вольерное содержание для совы тоже не лучший вариант. Балкон для совы - это тесный угол.

Про раненую птицу, безусловно, верно. У меня в блоге есть отдельный пост о том, что люди проходят мимо раненых птиц, хотя этого делать нельзя:
http://black-corax.livejournal.com/1866.html#cutid1

Posted by: Сильхириэль (silhiriel)
Posted at: Май, 21, 2009 02:41 (UTC)
Re: Спасибо Вам за этот пост!
сава

1. Скажем так: лично я, как собачник со стажем, тем не менее вижу разницу между существом одомашненного вида и прирученным диким. Характеры, бесспорно, разные, но по мне, тут есть оттенки. Хотя может быть, Вы правы.

2. А разве нет? Извините, тогда я не права, у меня немного опыта с дневными.

3. Понимаете, мне просто слишком часто приходилось отвечать на вопрос "а разве ее нельзя в клетку?" от людей, наблюдающих пролет моей совы по квартире (я и 20-м комнатой-то его не всегда ограничиваю). И из раза в раз приходится объяснять, что нет, нельзя. И лучше не вольер.

(Мой как раз случай, когда не повезло -- выпал из гнезда в 2 недели, травмирован, родителей два дня безуспешно ждали... И то иногда сердце сжимается, и когда вот так люди готовы просто по бездумию лишить птицу ее естественной жизни... злость берет.)

Спасибо и про рассказ про раненых птиц.

Кстати, простите, а не Вы на Фотосайте рассказывали про своих сов?

Posted by: Corvus Corax (black_corax)
Posted at: Май, 21, 2009 03:34 (UTC)
Re: Спасибо Вам за этот пост!

Мы рассказывали, да, довольно много. :)
Никак руки не доходят в блоге рассказы про наших питомцев начать выкладывать...

Posted by: Сильхириэль (silhiriel)
Posted at: Май, 21, 2009 03:36 (UTC)
Re: Спасибо Вам за этот пост!
сава

Зафрендила и жду рассказов :). Сама только сейчас начинаю писать про моего красавца :).

Кстати, я правильно поняла, что теперь у Вас три совы? Были же неясыть и ушастая, а на фотографии у Вас в ЖЖ еще болотная?

Posted by: Corvus Corax (black_corax)
Posted at: Май, 21, 2009 03:46 (UTC)
Re: Спасибо Вам за этот пост!

Четыре :) Неясытей теперь двое :)

Posted by: Сильхириэль (silhiriel)
Posted at: Май, 21, 2009 04:09 (UTC)
Re: Спасибо Вам за этот пост!
сава

О какая стая! :)
Как они между собой? А то я слышала, что особенно ушастые очень территориальны?

Posted by: Corvus Corax (black_corax)
Posted at: Май, 21, 2009 04:25 (UTC)
Re: Спасибо Вам за этот пост!

У неясытей в их комнате закрыта дверь, они не гуляют по дому. Болотка и ушастик на разных этажах. Так что между собой не общаются.

Posted by: Шантимора (shantimora)
Posted at: Май, 20, 2009 18:27 (UTC)

ох, и не говорите!
Я уже воспринимаю, как обязанность, писать под каждой выложенной в сети фотографией (ну какие вижу, специально не выискиваю) пост примерно такого же содержания :(((( А есть ли толк? Мне кажется мой голос тонет в шуме комментариев "Ой, какая прелесть! Молодцы, что помогли малышу!" Бууууе :(
А еще спорят со мной "ну что же вы так пессимистичны" говорят.

Главное, что хочется добавить, что это касается не только совят, а слетков всех птиц! (я не имею в виду уход, конечно, а саму суть)

Posted by: Dämmerig Tanzer (dammerungtanzer)
Posted at: Май, 20, 2009 20:29 (UTC)

Да, я тоже раньше с такими комментаторами радовалась и завидовала "хозяевам" совы... А потом - "во многом знании многая скорбь", увы.
Жалко каждую птичку.

Edited at 2009-05-20 20:30 (UTC)

Posted by: Corvus Corax (black_corax)
Posted at: Май, 21, 2009 02:23 (UTC)

Да, слётков всех птиц, конечно.
Совят просто "спасают" практически все, кто их находит. :(

Posted by: kefiiir (kefiiir)
Posted at: Май, 21, 2009 09:59 (UTC)

>Не нужно бояться перекормить - совы не страдают ожирением. :)

хмы, толи возражение толи вопрос: а вы в этом уверены и касается ли это только совят или так же и взрослых птиц?

Просто слышал несколь раз про закормленных до безобразия сов которые после этого были даже не в состоянии летать.

ЗЫ. своего сплюха (выведенную в неволе) кормлю строго по расписанию и с вполне предсказуемыми дозировками, хот я и не замечал за ним пристрастия к перееданию.

Posted by: Corvus Corax (black_corax)
Posted at: Май, 21, 2009 12:56 (UTC)

Это касается и совят, и взрослых птиц.
Знаете, историй самых разных ходит много. Каких только глупостей не рассказывают. Люди зачастую не понимают, что происходит с их подопечными: сова не может летать - значит, закормили до безобразия. На самом деле причина потери способности к полёту в чём угодно, только не в переедании. Скорее всего, эти совы не могли летать от слабости и истощения (мне приходилось много раз в моей практике сталкиваться с крайне истощёнными птицами, хозяева которых были уверены, что перекармливают их).
Правда, при этом птицы могут действительно много есть, но худеть из-за хронического заболевания или гельминтоза.
В общем, бояться надо не перекормить, а недокормить.

Posted by: drunkelf (drunkelf)
Posted at: Май, 22, 2009 22:37 (UTC)

Нам на практике по орнитологии еще говорили, что, тусующаяся рядом мамаша, весом килограммов пять-семь, запросто может перенервничать за отпрыска и всем своим весом и когтями атаковать голову "спасителя".

Posted by: Медведица (ursula_bjorn)
Posted at: Май, 22, 2009 23:12 (UTC)

Это где у вас такая практика по орнитологии была? :)))
Пять-семь килограммов... Извините, у меня сплошные эмоции... :))))

Posted by: drunkelf (drunkelf)
Posted at: Май, 25, 2009 00:31 (UTC)

Прошу прощения, облажался. За давностию лет, видимо, забыл. Действительно, даже у рыбного филина вес редко превышает 4 кг, у серой неясыти - 1200 г.
Впрочем, даже такая птичка способна причинить некоторые неприятности.

Posted by: Медведица (ursula_bjorn)
Posted at: Июнь, 18, 2009 03:06 (UTC)
ursus

Про серую неясыть что-то в вашем справочнике напутали. :) У них вес в пределах полкило. А рыбных филинов осталось меньше 500 особей, так что насчёт "неприятностей" от рыбного филина можете не переживать.

Posted by: Зиус Бот (xeus_top_98)
Posted at: Июнь, 14, 2009 21:24 (UTC)
Вы попали в Топ-30 Зиуса!

Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус

Posted by: quoted_ (quoted_)
Posted at: Июнь, 17, 2009 21:09 (UTC)
если не в природу - то лучше к профессионалам

или отдать, или хотя бы консультироваться.
Станция юных натуралистов (она еще работает с советских времен), зоопарк, ветеринары - специалисты по птицам...

Posted by: Медведица (ursula_bjorn)
Posted at: Июнь, 18, 2009 03:18 (UTC)
Re: если не в природу - то лучше к профессионалам

Ветеринаров-специалистов по птицам на территории бывшего СССР единицы. Буквально несколько человек. В зоопарках места для птиц ограничены, часто не могут взять даже крохотных сычиков. Каждый год в зоопарки приносят множество совят. Если бы зоопарки могли их всех содержать, все зоопарки сейчас представляли бы из себя огромные совешники - не трудно подсчитать, что за двадцать лет это было бы, к примеру, двести ушастиков и сотня сов других видов.
И уж упаси боже отдавать сов юннатам.

Posted by: ((Анонимно))
Posted at: Июль, 22, 2009 13:44 (UTC)
Спасибо за информацию!

Почитал статью. Очень много интересующих вопросов для себя узнал. И много нового.

Обожаю этих птиц. Даже желание было завести, но после того что узнал, думаю лучше этого не делать. Всётаки жалко птиц. Хотя я и до этого понимал, что птицы это дикие и лучшая их среда обитания - дикая природа.

Posted by: prapazha (prapazha)
Posted at: Июль, 28, 2009 19:56 (UTC)

Хорошая статья и дополнения к ней. возник вопрос: кроме перечисленного корма еще его надо как-то разнообразить для взрослых птиц? и сам корм как давать: в тарелку ссыпать или подбрасывать, дабы на лету хватала?

22 Читать комментарии